\n');
Глава M. Методика
M.2. Тематическое планирование
M.2.3. Тематическое поурочное планирование изучения геометрии (10 класс, учебник Атанасяна)
2 часа в неделю, всего 68 часов.
Учебник «Геометрия, 10–11», авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кодомцев и др.
Введение (3 часа)
Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом.
Основная цель – сформировать представления учащихся об основных понятиях и аксиомах стереометрии, их использовании при решении стандартных задач логического характера, а также об изображениях точек, прямых и плоскостей на проекционном чертеже при различном их взаимном расположении в пространстве. В этой теме учащихся фактически впервые встречающихся здесь с пространственной геометрией. Поэтому важную роль в развитии пространственных представлений играют наглядные пособия: модели, рисунки, трехмерные чертежи и т. д. Их широкое привлечение в процессе обучения поможет учащимся легче войти и тематику предмета. В ходе решения задач следует добиваться от учащихся проведения доказательных рассуждений.
Обозначения: пункт электронного учебника – п. 6.2
Трехмерный чертеж – 3D-чертеж 6.1.2.
Рисунок – рис. 6.1.2.
Интерактивная модель – модель 7.1
Номер урока |
Тема |
Перечень компьютерных моделей, электронного учебника |
Содержание урока: |
На дом: |
1/0 |
Аксиомы стереометрии и их следствия |
п. 1.1. Аксиомы стереометрии 3D-чертеж 1.1.1. |
-
рассмотреть вопрос о том, что изучает стереометрия;
-
ввести первоначальные понятия стереометрии;
-
познакомить с аксиомами и следствиями из аксиом
|
|
2/0 |
|
|
|
3/0 |
|
|
|
|
Таблица M.2.3.1 |
Глава 1.
Параллельность прямых и плоскостей (17 часов)
Основная цель – систематизировать наглядные представления учащихся об основных элементах стереометрии (точках, прямых, плоскостях); сформировать представление о взаимном расположении прямых и плоскостей в пространстве, о параллельности прямых и плоскостей в пространстве. Изучение темы начинается с беседы об аксиомах стереометрии. Все сообщаемые учащимся сведения излагаются на наглядной основе путем обобщения очевидных или знакомых им геометрических фактов. Целесообразно завершить беседу рассказом о роли аксиоматики в построении математической теории. Данная тема является опорной для дальнейшего изучения всего геометрического материала. Основной материал этой темы посвящен формированию представлений о возможных случаях взаимного расположения прямых и плоскостей, причем акцент делается на формирование умения распознавать эти случаи в реальных формах (на окружающих предметах, стереометрических моделях и т. п.). При решении стереометрических задач на вычисление длин отрезков особое внимание следует уделить осмысленному применению фактов из курса планиметрии.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
- знать определение и признаки параллельных плоскостей, прямой и плоскости, плоскостей в пространстве.
- уметь различать тетраэдр и параллелепипед; определять взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, изображать пространственные фигуры на плоскости.
Номер урока |
Тема |
Перечень компьютерных моделей, электронного учебника |
Содержание урока: |
На дом: |
Урок 4/1 |
Параллельные прямые в пространстве. Параллельность трех прямых. П. 4, 5. |
п. 2.1. Параллельность прямых 3D-чертеж 2.1.5. лемма |
-
повторить определение параллельных прямых на плоскости и основное свойство параллельных прямых;
-
ввести понятие параллельных прямых в пространстве;
-
доказать теорему, что через любую точку пространства проходит единственная прямая, параллельная данной, лемму и теорему о параллельности трех прямых.
-
решить задачи № 16, 18а, 19;
|
17, 18б, п. 4,5 |
Урок 5/1 |
Параллельность прямой и плоскости |
п. 2.2. Параллельность прямой и плоскости, 3D-чертеж 2.2.1. теорема |
-
фронтальный опрос по материалу предыдущего урока
-
рассмотреть случаи взаимного расположения прямой и плоскости;
-
доказать теорему, выражающую признак параллельности прямой и плоскости
-
решить задачи № 20, 23, 24;
|
№ 21, 22, п. 6 |
Урок 6/1 |
Урок-практикум. Решение задач |
|
|
28, 31, 33 |
7/1 |
Скрещивающиеся прямые. П. 7 |
п. 2.1. Параллельность прямой и плоскости 3D-чертеж 2.1.3. |
|
П. 7, 35, 38 |
8/1 |
Углы с сонаправленными сторонами. Угол между прямыми п. 8 9 |
п. 3.1. Угол между двумя скрещивающимися прямыми 3D-чертеж 3.1.1, 3.1.2. |
-
доказать теорему об углах с сонаправленными сторонами;
-
ввести понятие угла между прямыми;
-
решить задачи 39, 41, 42,44(а)
|
П. 8,9, 43, 44(б) |
9/1 |
Урок-практикум. Решение задач |
|
45а, 46, 47, 94 |
45б, 93 |
10/1 |
Контрольная работа №1 |
11/1 |
Параллельные плоскости. Свойства параллельных плоскостей. П. 10,11 |
п. 2.3. Параллельность двух плоскостей, 3D-чертеж 2.3.2, 2.3.1 |
-
ввести понятие параллельных плоскостей,
-
доказать признак параллельности двух плоскостей;
-
доказать свойства параллельных плоскостей.
-
решить 48, 63а
|
П. 10, 11 50, 55, 56 |
12/1 |
|
Урок-практикум |
|
54, 58, 60 |
13/1 |
Тетраэдр. Параллелепипед. П. 12, 13 |
п. 4.6 Параллелепипед, п. 4.7. Пирамида, 3D-чертеж 4.6.1, 4.6.2, 4.7.1, 4.7.2 |
|
П. 12, 13 |
14/1 |
Урок-практикум |
|
|
73, вопросы 1–13 |
15/1 |
Задачи на построение сечений. 4 |
п. 4.9. Сечения многогранников, 3D-чертеж 4.9.1, 4.9.2, |
|
74, 86, 83 |
16/1 |
Урок-практикум |
рис. 4.9.1, 4.9.2, 4.9.3, 4.9.4 |
72, 75, 81, 84 |
76, 82 85 |
17/1 |
Контрольная работа №2 |
|
|
|
|
Таблица M.2.3.2 |
Глава 2.
Перпендикулярность прямых и плоскостей (17 часов)
Основная цель – дать учащимся систематические сведения о перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве, ввести понятие углов между прямыми и плоскостями, между плоскостями. В ходе изучения темы обобщаются и систематизируются знания учащихся о перпендикулярности прямых, перпендикуляре и наклонных, известные им из курса планиметрии Постоянное обращение к знакомому материалу будет способствовать более глубокому усвоению темы. Постоянное обращение к теоремам, свойствам и признакам курса планиметрии при решении задач по изучаемой теме не только будет способствовать выработке умения решать стереометрические задачи данной тематики, но и послужит хорошей пропедевтикой к изучению следующих тем курса.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
- знать определение и признаки перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве; понятия о перпендикуляре, наклонной, проекции наклонной
- уметь доказывать все теоремы, решать задачи с их применением.
Номер урока |
Тема |
Перечень компьютерных моделей, электронного учебника |
Содержание урока |
На дом: |
18/2 |
Перпендикулярные прямые в пространстве. Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости. П. 15,16 |
п. 3.2. Перпендикулярность прямой и плоскости, 3D-чертеж 3.2.1, 3.2.2, |
-
ввести понятие перпендикулярных прямых в пространстве;
-
доказать лемму о перпендикулярности двух параллельных прямых к третьей прямой;
-
дать определение перпендикулярности прямой и плоскости
-
решить задачи 116, 117
|
П. 15,16, 118, 120 |
19/2 |
Признак перпендикулярности прямой и плоскости. П. 17 |
3D-чертеж 3.2.3 |
-
доказать теорему, выражающую признак перпендикулярности прямой и плоскости
-
решить задачи 119, 121, 123, 126
|
П. 17, 124, 128 |
20/2 |
Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости. П. 18 |
|
|
П. 18, 127, 129 |
21/2 |
Решение задач |
|
|
132, 134 |
22/2 |
Урок-практикум |
|
|
136 |
23/2 |
Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах. П. 19,20 |
п. 3.4. Теорема об общем перпендикуляре двух скрещивающихся прямых 3D 3.2.4, 3.2.5 |
-
ввести понятие расстояния от точки до плоскости;
-
доказать теорему о трех перпендикулярах;
-
решить задачи 138, 140, 144, 153
|
П. 19, 20, 139, 142, 143 |
24/2 |
Угол между прямой и плоскостью. П. 21 |
п. 3.5. Угол между наклонной и плоскостью 3D-чертеж 3.5.1 |
|
П. 21, 166, |
25/2 |
Решение задач |
|
|
161, 157 |
26/2 |
Урок-практикум. |
|
|
164, 154 |
27/2 |
Урок-практикум |
|
|
|
28/2 |
Двугранный угол. П. 22, |
п. 3.6. Двугранный угол 3D-чертеж 3.6.1 |
|
П. 22.23 |
29/2 |
Признак перпендикулярности двух плоскостей. П 23 |
п. 3.3. Перпендикулярность двух плоскостей 3D-чертеж 3.3.1, 3.3.2, 3.3.3, 3.3.4 |
|
|
30/2 |
Решение задач |
|
-
фронтальный опрос по материалу предыдущего урока;
-
решить задачи 166, 169, 170, 172
|
173, 174 |
31/2 |
Прямоугольный параллелепипед. П. 24 |
п. 4.6 Параллелепипед, 3D-чертеж 4.6.1, 4.6.2, 2.4.1, 2.4.2, м. 6.2. Параллелепипед |
|
|
32/2 |
Прямоугольный параллелепипед. П. 24 |
|
|
|
33/2 |
Решение задач |
|
|
194, 196б |
34/2 |
Решение задач |
|
-
фронтальный опрос по материалу предыдущего урока
-
решить задачи 202, 205, 212, 215
|
207, 211, 216 |
35/2 |
Контрольная работа №2 |
36/2 |
Зачет по теме: Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве. |
|
Таблица M.2.3.3 |
Глава 3.
Многогранники (16 часов)
Основная цель – дать учащимся систематические сведения об основных видах многогранников. Учащиеся уже знакомы с такими многогранниками, как тетраэдр и параллелепипед. Теперь предстоит расширить представления о многогранниках и их свойствах. В учебнике нет строгого математического определения многогранника, а приводится лишь некоторое описание, так как строгое определение громоздко и трудно не только для понимания учащимися, но и для его применения. Изучение многогранников нужно вести на наглядной основе, опираясь на объекты природы, предметы окружающей действительности. Весь теоретический материал темы откосится либо к прямым призмам, либо к правильным призмам и правильным пирамидам. Все теоремы доказываются достаточно просто, результаты могут быть записаны формулами. Поэтому в теме много задач вычислительного характера, при решении которых отрабатываются умения учащихся пользоваться сведениями из тригонометрии, формулами площадей.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
- знать виды многогранников, их характеристики, основные понятия
- уметь решать задачи с использованием таких понятий, как "угол между прямой и плоскостью", "двугранный угол" и др.
Номер урока |
Тема |
Перечень наглядных пособий, компьютерных моделей, электронного учебника, раздаточных материалов |
Содержание урока |
На дом: |
37/3 |
Понятия многогранника. П. 25 |
п. 8.1. Определение правильного многогранника рис. 8.1.1, 8.1.2. |
|
П. 25 |
38/3 |
Призма п. 27 |
п. 4.5. Призма, 3D-чертеж 2.4.3, 4.5.1, 4.5.2, м. 6.1. Правильная призма |
-
ввести понятие призмы и ее элементов;
-
решить задачи 218, 220, 221
|
П. 27, 222, 223 |
39/3 |
Решение задач |
|
-
фронтальный опрос по материалу предыдущего урока
-
ввести понятие полной поверхности призмы;
-
доказать теорему о площади поверхности призмы;
-
решить задачи 228,
|
227, 229б |
40/3 |
Решение задач |
|
|
231, 232 |
41/3 |
Решение задач |
|
-
фронтальный опрос по материалу предыдущего урока;
-
решить задачи 226, 233, 234,
-
самостоятельная работа
|
237, 229г |
42/3 |
Пирамида п. 28 |
п. 4.7. пирамида, 3D-чертеж 4.7.1, 4.7.2, |
-
ввести понятие пирамиды;
-
решить задачи 239, 240
|
П. 28 241 |
43/3 |
Правильная пирамида. П. 29 |
п. 8.4 правильная пирамида, рис. 8.4.1, 8.5.1, м. 6.3. Правильная пирамида |
|
249, 250, п. 29 |
44/3 |
Усеченная пирамида. П. 30 |
п. 4.8. Усеченная пирамида, 3D-чертеж 4.8.1. |
|
П. 30, 256, 257 |
45/3 |
Решение задач |
|
|
261, 262, 269 |
46/3 |
Симметрия в пространстве. П. 31 |
|
|
П. 31 |
47/3 |
Понятие правильного многогранника. П 32 |
п. 8.1. Определение правильного многогранника, рис. 8.1.1, 8.1.2, м. 8.1. Правильные многогранники |
-
ввести понятие правильного многогранника;
-
рассмотреть пять видов правильных многогранников
-
выполнить практические задания 271, 272
|
273, 274 |
48/3 |
Элементы симметрии правильных многогранников. П. 33 |
п. 8.2, 8.3, 8.4, 8.5 3D-чертеж 8.2.1, 8.2.2, 8.2.3, 8.3.1, 8.3.2 рис. 8.2.1, 8.2.2, 8.4.1, 8.5.1. |
-
ввести понятие симметрии многогранников
-
решить задачи 285, 287, 281
|
286 п. 33 |
49/3 |
Решение задач |
|
|
|
50/3 |
Контрольная работа №4 |
52/3 |
Зачет по теме Многогранники |
|
Таблица M.2.3.4 |
Глава 4.
Векторы в пространстве(10 часов)
Основная цель – обобщить изученный в базовой школе материал о векторах на плоскости, дать систематические сведения о действиях с векторами в пространстве.
Основное внимание уделяется решению задач, так как при этом учащиеся овладевают векторным методом.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
- знать понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Компланарные векторы.
- уметь разложить вектор по трем некомпланарным векторам, применять теорию к решению задач векторным методом.
Номер урока |
Тема |
Перечень наглядных пособий, компьютерных моделей, электронного учебника, раздаточных материалов |
Содержание урока |
На дом: |
53/4 |
Понятие вектора. П. 34 |
п. 9.1. Векторы в пространстве рис. 9.1.1, 9.1.2, м. 9.1. Векторы в пространстве |
|
П. 34, 321б, 322 |
54/4 |
Равенство векторов. П. 35 |
рис. 9.1.3, |
|
326, п. 35 |
55/4 |
Сложение и вычитание векторов. П. 36 |
рис. 9.1.4, 9.1.5, 9.1.6 |
-
рассмотреть правила треугольника, параллелограмма сложения векторов, законы сложения;
-
решить задачи 327, 329, 330
|
П. 36 328, 331, 332 |
56/4 |
Сумма нескольких векторов. П. 37 |
|
|
п. 37 333 |
57/4 |
Умножение вектора на число. П. 38 |
|
|
344 345, п. 37–38 |
58/4 |
Компланарные векторы. Правило параллелепипеда. П. 40, 39 |
п. 9.2. Компланарные векторы, рис. 9.2.1, |
-
фронтальный опрос по материалу предыдущего урока
-
рассмотреть признак компланарности векторов,
-
изучить по тексту правило параллелепипеда;
-
решить задачи 355, 357,
|
П. 39, 354, 359а П. 40, 358, 360 |
59/4 |
Разложение по трем векторам. П. 41 |
рис. 9.2.2 |
-
доказать теорему о разложении вектора по трем векторам;
-
решить задачи 361, 363, 365
|
П. 41, 362, 364, 366 |
60/4 |
Решение задач |
|
|
|
61/4 |
Контрольная работа №4 |
62/4 |
Зачет |
|
Таблица M.2.3.5 |
Номер урока |
Тема |
Перечень компьютерных моделей, электронного учебника |
Содержание урока |
На дом: |
63 |
Параллельность прямых и плоскостей |
п. 1.1–2.3 |
Согласно уровню обученности учащихся |
64 |
Перпендикулярность прямых и плоскостей. |
п. 3.2–3.6 |
65 |
Многогранники |
п. 8.1–8.5 |
66 |
Векторы в пространстве |
п. 9.1–9.10 |
67 |
Обобщающий урок |
|
68 |
Контрольная работа |
|
|
Таблица M.2.3.6. Повторение (6 часов) |