Глава M. Методика

M.2. Примерное поурочное планирование

Назад Вперед
Назад Вперед

M.2.1. Основная школа (8–9 классы)

(знак * означает применимость преимущественно в профильном уровне обучения)

Номер и название раздела, его содержание Количество часов Примечания Интерактивные модели ОХ 2.6 Параграфы учебника ОХ 2.6 и/или отдельные иллюстрации

1. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии
1.1. Химия как часть естествознания. Химия — наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.
Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе.
1.2. Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.
Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.
Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах.
Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании.
1.3. Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы.
Получение газообразных веществ.

(8 час)

Демонстрации
Образцы простых и сложных веществ. Горение магния. Растворение веществ в различных растворителях.
Лабораторные опыты
Знакомство с образцами простых и сложных веществ.
Разделение смесей.
Химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с кислотой).
Практические занятия
Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории.
Очистка загрязненной поваренной соли.
Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.

Модель 1.1. Размеры атомов и молекул.
Модель 6.7. Индикаторы.

2. Вещество
2.1. Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава.
Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.
Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.
Качественный и количественный состав вещества. Простые вещества (металлы и неметаллы). Сложные вещества (органические и неорганические). Основные классы неорганических веществ.
2.2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.
Строение атома. Ядро атома (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева.
2.3. Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и степени окисления. Составление формул соединений по валентности (или степени окисления).
2.4. Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).

(25 час)

Демонстрации
Химические соединения количеством вещества в 1 моль.
Модель молярного объема газов.
Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей.
Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений.
Возгонка иода.
Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.
Образцы типичных металлов и неметаллов.
Расчетные задачи
Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.
Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

Модель 1.3. Калькулятор молекулярных масс.
Модель 2.3. Электронная конфигурация атома.
Модель 2.4. Квантовые числа*.
Модель 3.1. Виды химической связи.
Модель 3.3. Сигма- и пи-связи.
Модель 4.7. Агрегатные состояния.
1.1. Понятие об атомах.
1.2. Молекулы, радикалы и ионы*.
Рисунок 1.1. Молекула воды.
Рисунок 1.4. Важнейшие классы неорганических соединений.
1.3. Номенклатура неорганических соединений.
2.2. Квантовые числа электрона*.
Рисунок 2.1. Изображение с помощью граничных поверхностей s-, p-, d- и f-орбиталей.
2.4. Электронные формулы элементов.
Рисунок 2.2. Электронное строение атома углерода.
2.5.1. Электронные конфигурации атомов.
3.1. Химическая связь.
3.2. Типы химических связей.
Рисунок 3.2. Обменный (а) и донорно-акцепторный (б) механизмы образования ковалентной связи.
3.3. Современные представления о химической связи.

3. Химическая реакция
3.1. Химическая реакция. Уравнение и схема химической реакции. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.
3.2. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.
3.3. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена.
3.4. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

(15 час) Демонстрации
Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.
Лабораторные опыты
Взаимодействие оксида магния с кислотами.
Взаимодействие углекислого газа с известковой водой. Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств.
Практические занятия
Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений.
Расчетные задачи Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей.
Модель 1.4. Стехиометрические коэффициенты.
Модель 5.3. Катализ.
Модель 6.5. Реакция нейтрализации и электропроводность.
Модель 6.7. Индикаторы.
Модель 7.1. Окислительно-восстановительные реакции.
Модель 7.2. Вытеснение водорода металлом.
Модель 7.3. Металлы в кислой и щелочной среде.
1.4. Законы стехиометрии.
1.5. Химические реакции.
4.8. Принцип Ле Шателье.
5.1. Скорость химических реакций.
5.5. Катализ.
Рисунок 6.5. pH различных веществ и систем.
6.7. Гидролиз солей.
7.1. Типы окислительно-восстановительных реакций.
4. Элементарные основы неорганической химии
4.1. Водород, кислород, вода. Водород. физические и химические свойства, получение и применение.
Кислород, физические и химические свойства, получение и применение.
Вода и ее свойства. Растворимость веществ в воде. Круговорот воды в природе.
4.2. Галогены и халькогены. Галогены. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли.
Сера, физические и химические свойства, нахождение в природе. Оксид серы(VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Сернистая и сероводородная кислоты и их соли.
4.3. Азот и фосфор. Аммиак. Соли аммония. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота. Оксиды азота(II) и (IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.
Фосфор. Оксид фосфора(V). Ортофосфорная кислота и ее соли.
4.4. Углерод и кремний
Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода.
Кремний. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и силикаты. Стекло.
4.5. Металлы. Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Ряд напряжений металлов.
Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения.
Алюминий.Амфотерностъ оксида и гидроксида.
Железо.Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и (III).
(62 час) Демонстрации
Взаимодействие натрия и кальция с водой.
Образцы неметаллов.
Аллотропия серы.
Получение хлороводорода и его растворение в воде.
Распознавание соединений хлора.
Кристаллические решетки алмаза и графита.
Получение аммиака.
Лабораторные опыты
Знакомство с образцами металлов и сплавов (работа с коллекциями).
Растворение железа и цинка в соляной кислоте.
Вытеснение одного металла другим из раствора соли.
Знакомство с образцами природных соединений неметаллов (хлоридами, сульфидами, сульфатами, нитратами, карбонатами, силикатами).
Знакомство с образцами металлов, рудами железа, соединениями алюминия.
Распознавание хлорид-, сульфат-, карбонат-анионов и катионов аммония, натрия, калия, кальция, бария.
Практические занятия
Получение, собирание и распознавание газов (кислорода, водорода, углекислого газа).
Решение экспериментальных задач по теме «Получение соединений металлов и изучение их свойств».
Решение экспериментальных задач по теме «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств». Модель 6.1. Растворение хлорида натрия
Модель 6.2. Растворимость солей.
Модель 7.3. Металлы в кислой и щелочной среде.
Модель 6.1. Классификация растворов.
6.2. Концентрация растворов.
6.4. Растворы слабых электролитов.
8.1.3. Оксиды, пероксиды и гидроксиды.
10.2. Химия атмосферы.
Рисунок 10.2. Строение атмосферы.
7.5. Электрохимическая коррозия.
Рисунок 7.4. Коррозия железа кислородом воздуха, растворенным в воде.
Рисунок 7.5. Коррозия «белой жести».
Рисунок 7.6. Катодная защита в оцинкованном железе.
Рисунок 7.7. Катодная защита подземного трубопровода.
5. Первоначальные представления об органических веществах
5.1. Первоначальные сведения о строении органических веществ. Углеводороды: метан, этан, этилен.
5.2. Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений.
5.3. Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.
Представления о полимерах на примере полиэтилена.
(10 час) Демонстрации
Образцы нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
Модели молекул органических соединений.
Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.
Образцы изделий из полиэтилена.
Качественные реакции на этилен и белки.
Практические занятия
Изготовление моделей углеводородов.
Модель 12.1. Алканы.
Модель 12.2. Изомеры.
Модель 3.2. Связи в молекуле бензола.
Модель 12.4. Карбоновые кислоты.
12.1. Введение в органическую химию.
12.2. Углеводороды.
12.2.1. Алканы.
12.2.2. Алкены и алкины.
12.4.1. Спирты и фенолы.
12.4.3. Карбоновые кислоты.
13.1. Углеводы.
13.2. Липиды.
13.5. Белки.
6. Химия и жизнь
Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.
Химия и здоровье. Лекарственные препараты и проблемы, связанные с их применением.

Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент).
Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.
(6 час) Демонстрации
Образцы лекарственных препаратов.
Образцы строительных и поделочных материалов.
Образцы упаковок пищевых продуктов с консервантами.
Практические занятия
Знакомство с образцами лекарственных препаратов.
Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены.
Модель 10.1. Круговорот воды и загрязнение окружающей среды.
Модель 13.2. Моющие средства.
Рисунок 6.5. pH различных веществ и систем.
10.1. Загрязнение окружающей среды.
10.2. Химия атмосферы.
10.2.1. Химические процессы в тропосфере.
10.2.2. Химические процессы в стратосфере и ионосфере.
10.4.1. Техногенное воздействие на литосферу.
10.5. Биосферные процессы и экология.
Таблица M.2.1.1

Назад Вперед
Наверх

Включить/Выключить фоновую музыкуВключить/Выключить звуки событий