Глава M. Методика

M.2. Примерное поурочное планирование

Назад Вперед
Назад Вперед

M.2.2. Тематическое поурочное планирование изучения алгебры и начал анализа (10 класс) по учебно-методическому комплекту М. И. Башмакова (4 часа в неделю, профильный уровень)

Литература

Учебник рекомендован Министерством образования РФ, включён в Федеральный перечень учебников. Стабильный учебник по курсу алгебры и начал анализа для 10–11 классов общеобразовательных учреждений содержит весь теоретический и практический материал, необходимый для реализации обучения на трёх уровнях. Включен разнообразный дополнительный материал: тесты по проверке готовности изучения каждой темы, таблицы ожидаемых результатов обучения, исследовательские и лабораторные работы, справочный материал.

Тренажеры представляют собой наборы заданий на отработку конкретных алгоритмов. В наборах заданий сложность постепенно увеличивается. Тренажеры можно использовать в качестве «дополнительного задачника» к учебнику, откуда можно подбирать домашние и индивидуальные задания для более слабых учащихся или, наоборот, для наиболее сильных.

Сборник содержит матричные тесты. Эта форма представления заданий наименее традиционна для школы. Такой тест представляет собой таблицу, в которой входная (верхняя) строка и входной (левый) столбец характеризуют изучаемый объект с различных точек зрения. Задача ученика – установить соответствие между этими характеристиками. Природа характеристик, соответствие между которыми надо найти, может быть различной: «формула-картинка», «картинка-картинка», «текст-формула». Тесты носят скорее обучающий, чем контролирующий характер.

Самостоятельные работы (с/р) рассчитаны на 15–20 минут урока и призваны обеспечить контроль усвоения небольших разделов темы. Некоторые задания имеют повышенный уровень сложности. В этом случае количество заданий и время, отводимое на их выполнение, определяются учителем.

Исследовательские работы (и/с) позволяют в более доступной, «осязаемой» форме подготовить учащихся к восприятию нового материала. Каждая работа состоит из 5–15 заданий, сгруппированных вокруг исследования одного объекта.

В комплект включены также подборки лабораторных работ по основным темам. Лабораторные работы (л/р – с применением моделей компьютерного курса, л/р – по учебному пособию М. И. Башмакова).

Изучение тем программы по четвертям:
Четверть Примерные сроки Тема программы Количество часов Номер урока
1 1.09 – 3.10 Функции и графики 36 1 – 36
2 4.10 – 30.12 Производная и её применение 28 37 – 64
3 12.01 – 14.02 Производная и её применение 21 65 – 85
16.02 – 20.03 Тригонометрические функции 24 86 – 109
4 1.04 – 25.05 Тригонометрические функции 27 110 – 136

 

 


Примерное поурочное планирование

 

1 четверть
Номер урока Содержание Изучение нового Тренировочные задания Повторение На дом
Функции и графики. Изучение программного материала дает возможность учащимся: развить графическую культуру, научиться свободно «читать» графики, отражать свойства функции на графике, включая поведение функции на границах ее области определения, строить вертикальные и горизонтальные асимптоты графика, применять приемы преобразования графиков; систематизировать и расширить сведения о функциях.
1. Переменные и зависимости между ними с.  12–18, 44–46 №12, 16, 19, 24, Тренажеры 1–1, с/р 1–1 № 14, 15
2. № 20, 22, 25, тесты, с/р 1–2 Тренажеры 1–2 № 18, 23, 26
3. Понятие функции. Способы задания с. 19–22, с.  46–47, 48–49, § 1.3.1. Понятие числовой функции № 29, 31, 34, 42, Тренажеры 1–7 № 23 № 32, 36, 44
4. Область определения, множество значений. Промежутки монотонности с. 19; § 1.3.1. Понятие числовой функции, модель 1.9. Свойства функции 40 (1, 2, 5), с/р 1–3 49 (1–4) 40 (3, 6)
5. с.  50–52, §1.3.5. Монотонность функции 41, 51 53, 46 61
6. Операции над функциями. Композиция функций с.  22, 47–48; 10 класс: Виленкин Н. Я. с.  92 47 (1, 2), модель 1.17. Калькулятор функций 54 47 (3, 4)
7. Исследование функции по графику с.  22–24 Компьютерная поддержка, тесты 1–2, с/р 1–4 47 (5*, 6*) 51
8. Схема исследования с.  24–28 52 (1, 3, 4) 52 (2, 5, 6)
9.
10. Симметрия графика модель 1.8. Четные и нечетные функции, § 1.3.2. Четность функции, тренажеры 1–8
11. Решение уравнений и неравенств с помощью графика Лабораторная работа №1; модели 2.19, 2.17 Решения уравнений и неравенств Отчёт по л/р
12. с.  28–30 66 65 67  (12, 3)
13. Тренажеры 1–9 68  (1) 67  (4, 5, 6) 68  (2)
14. Тренажеры 1–10
15. Линейная функция. График линейной функции. Уравнение прямой с.  30–32 69 (4, 7, 8), 71 70 (1, 2, 3), 72 (5, 8) 70 (4, 6), 72 (6, 9)
16. § 2.1.2. Линейная функция, § 2.1.3. Уравнение прямой 74, 76, 77 (1) Лабораторная работа №2 «Линейная функция». Модель 2.3. Способы построения прямой, Графер, с/р 1–5 75, 77 (2), Контрольное задание к главе 1, с. 75–77
17. Контрольная работа №1
18. Параллельный перенос с.  37–39, модель 1.13 Параллельный перенос графиков 96 (1, 8, 11, 17), 97 (1, 3, 11), Графер «Преобразования» 96 (2, 12, 18), 97 (2, 4, 12)
19. Изменение масштаба с.  39–40, модель 1.14 Сжатие и растяжение графиков 96 (3, 14), Графер «Преобразования», с/р 1–8 Тренажеры 1–3 96 (4, 15)
20. Квадратичная функция с.  41–42, модели 2.6. Построение параболы, 2.8. Построение параболы по трем точкам 104 (1, 6, 9), 105 (1, 5, 9) 104 (5, 10), 105 (2, 6)
21. 106 (1, 5, 8), тренажеры 1–5 105 (4, 7), тесты 1–5 106 (2, 3)
22. Дробно-линейная функция с.  40, § 2.4.1. Дробно-линейная функция, модель 2.14. Построение дробно-линейной функции 98 (1, 3, 6) 109 (1), 110 (2) 98 (2, 4, 5)
23. Квадратичная функция, дробно-линейная функция Лабораторная работа №3 «Преобразования графиков». Модели 2.6. Построение параболы, 2.14. Построение дробно-линейной функции, с/р 1–10 99, 112*
24. *Предел функции на бесконечности. Предел функции в точке Лекция и задания по учебному пособию для классов с углубленным изучением материала, 10 класс: Виленкин Н. Я., с.  120–163. § 1.3.6. Предел функции
25.
26.
27. *Вертикальные и горизонтальные асимптоты Лекция и задания по учебному пособию для классов с углубленным изучением материала, 10 класс: Виленкин Н. Я., с.  129. § 1.3.8. Асимптоты, модель 1.10. Асимптоты, с/р 1–9
28.
29. Непрерывность элементарных функций с.  52–54, § 1.3.7. 59, 60 10 класс. Виленкин Н. Я., № 348, 353, 347
30. Метод интервалов с.  34–37 93 (2, 8, 4), 94 (4), Тренажеры 1–6 тесты 1–4 93 (1, 9, 10) 94 (5)
31. Модель 2.20. Метод интервалов, с/р 1–7 93 (3, 7), 94 (6), 95 (1, 2)
32. Построение графиков, содержащих модуль с.  34 87  (1, 4, 8), тесты 1–3 84 (1, 3), 86 87 (2, 5, 9)
33. § 2.1.4. Кусочно-линейная функция, Модель 2.4. Кусочно-линейная функция, с/р 1–6 Контрольное задание к главе 1, с. 75–77
34. Контрольная работа №2
35. Функции и графики Коллоквиум, можно использовать интерактивный курс разделы «Вопросы» и «Задачи»
36.

 

 

2 четверть
Номер урока Содержание Изучение нового Тренировочные задания Повторение На дом
Производная и её применение. Изучение программного материала дает возможность учащимся: овладеть понятием производной, усвоить ее геометрический и механический смысл; освоить технику дифференцирования, научиться применять методы дифференциального исчисления для исследования функций.
37. Введение понятия производной с. 87–88. § 3.1.1. Определение понятия производной 15 (1), 16 (1) 15 (2), 16 (2)
38. 20, Тренажеры 2–1
39. Механический смысл производной с.  82–84, § 3.1.6. Физический смысл производной 1 (1), 2, 3, 4, 7 17, 19 1 (2, 3), 5
40. Геометрический смысл производной с.  84–87. § 3.1.2. Геометрический смысл производной, модели 3.2. Касательная и нормаль, 2.3. Дифференциал функции 9, 10, 13* 6 11, 12,
41. Предельные переходы с.  88–90 14
42. Схема вычисления производной с. 90–92 21 (1, 4, 6, 9, 10) 21 (2, 7, 11)
43. Правила дифференцирования с. 92–94, § 3.1.4. Правила дифференцирования 22 (в зависимости от подготовки учеников) 21 (остальные) 22
44.
45. Модели 3.1. Дифференцирование функций, 3.8. Дифференцирование и интегрирование функций, с/р 2–1
46. Производная степенной функции с. 95 23 (в зависимости от подготовки учеников), 24* 22 23
47. интерактивный курс 3.1.5 Тренажеры 2–2
48. Производная сложной функции с. 95–96 28 23
49. с. 125 Тренажеры 2–3
50. Контрольная работа № 3
51. Связь свойств функции и производной с. 97–101, § 3.2.1. Возрастание и убывание функций, § 3.2.3. Выпуклость функции и точки перегиба 40, тесты 2–2, 3, 4 41
52. 42, 41, тесты 2–5
53. Решение задач. Критические точки с. 103–105, § 3.2.2. Экстремумы Тренажеры 2–4
54. Тренажеры 2–5
55. Схема исследования функции с. 105–108 30, 31, 32 (в зависимости от подготовки учеников), 33, 35 30
56. 31
57. 30, 31
58. § 3.2.4. Построение графиков функций 3.7. Мастер построения графиков, Графер. Самостоятельная работа
59. Особые точки. Гладкость функции с. 101–103, с. *126–128 39 (24, 26, 28, 32) 39 (23, 25, 29)
60. Построение графиков функций § 3.2.4. Построение графиков функций 39 (в зависимости от подготовки учеников) с. 105–108, 3.7. Мастер построения графиков 39
61.
62. с. 105–108
63. с/р 2–2
64. Итоговый урок. Исследование функции с помощью производной Блиц-опрос Контрольное задание к главе 2, с. 147–148
65.
66. Контрольная работа № 4

 

 

3 четверть
Номер урока Содержание Изучение нового Тренировочные задания Повторение На дом
Приложения производной. Изучение программного материала дает возможность учащимся: приобрести математическое развитие на уровне, позволяющем свободно применять изученные факты и методы при решении задач из различных разделов курса, а также использовать их в нестандартных ситуациях; строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных дисциплин; понимать особенности применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе.
68. Скорость и ускорение с. 109–110
69. Скорость криволинейного движения с. 111–112
70. Физический смысл производной Лабораторная работа № 4 с. 373, тесты 2–1 Тренажеры 2–8, § 3.1.6. Физический смысл производной Отчет по работе
71.
72. Дифференциал с. 112–115. § 3.1.3. Дифференциал функции, модель 3.3. Дифференциал функции с/р 2–3
73. Уравнение касательной § 3.1.2. Геометрический смысл касательной Тренажеры 2–6, с/р 2–4, модель 3.2. Касательная и нормаль
74. Приближенные формулы с. 120–121, § 3.1.8. Линеаризация элементарных функций Модель 3.5. Линеаризация функций
75. Приложение производной Лабораторная работа № 4 «уравнение касательной», Графер, с. 373
76. Задачи на максимум и минимум с. 116–119 Тренажеры 2–7
77. с/р 2–5
78.
79. Использование производной при решении текстовых задач Механика, с. 114–115 № 47, 48, 50, 53, 55 № 49, 50, 51, 52
80. Электричество 60, 62, 63 56 61
81. Прикладные задачи на экстремум 64, 66, 68 65, 67
82. *Вторая производная и её смысл с. 110. Лекция и задания по учебному пособию для классов с углубленным изучением материала. 10 класс. № 461, 462, Виленкин Н. Я., с. 200–203. § 3.1.7. Производные второго порядка, § 3.2.3. Выпуклость функции и точки перегиба
83. Контрольное задание к главе 2, с. 147–149
84. Производная и её применение Тестирование, можно использовать интерактивный курс разделы «Вопросы» и «Задачи»
85. Контрольная работа №5
Тригонометрические функции. Изучение программного материала дает возможность учащимся: изучить достаточно широкий набор формул тригонометрии, овладеть развитой техникой их применения в ходе выполнения тождественных преобразований, овладеть приемами решения тригонометрических уравнений и неравенств.
86. Углы и их измерение с. 154–156, лекция 1, 2, 3 (1, 6, 11), 4 (1, 4, 8, 10), 5, 7, 8 3, 4 остальные
87. Вращательное движение и его свойства с. 156–159, Модель 2.9. Координатная окружность 6, 8, с/р 3–1, 2 Тренажеры 3–1, 7, 8
88. Определение тригонометрических функций с. 159–160. § 2.3.2. Синус и косинус, § 2.3.3. Тангенс и котангенс, модель 2.9. Координатная окружность, Графер. 11 (1, 3), 12 (1, 3) Тренажеры 3–7 11 (2, 4), 12 (2, 4)
89. Периодичность с. 161 13 (1, 3), 14 (1, 3) Тренажеры 3–3 13 (2, 4), 4 (2, 4)
90. Чётность с. 162 17 (1, 2, 3, 5, 8, 10, 14) Тренажеры 3–4 17 (4, 6, 7, 9, 13)
91. Знаки тригонометрических функции с. 161 15 (1, 3, 6, 9, 11, 12), 16 (1, 2, 3, 7, 8) 17 -остальные 15 (2, 5, 8, 10), 16 (4, 5, 9)
92. Значения тригонометрических функций 164–165 18 (1, 4, 6, 8, 13, 16), Тренажеры 3–2 18 (2, 3, 5, 7, 14, )
93. 19 (1, 3, 4, 6), с/р 3–3 Тренажеры3–6 19 (2, 5) 18 – остальные
94. Формулы приведения с. 162–164 31 (1, 4, 6, 7, 9) 29, 30 – в зависимости от подготовки учеников 31 (2, 3, 5)
95. 31 остальные, Тренажеры 3–5 Контрольное задание к главе 3, с. 213–214 (1, 2, )
96. Контрольная работа №6
97. Решение простейших уравнений с. 165–166 54, 55 (1, 2, 3, 4, ) 55 (5, 13, 14, 15)
98. Тренажеры 3–8, с/р 3–5. Модель 2.13. Простейшие тригонометрические уравнения 55 – остальные 55
99. Основные свойства синуса и косинуса с. 166–167 22 (2, 6, 9), 23 (1, 2, 5) Тесты 3–1 22 (1, 5, 11), 23 (6, 8)
100. § 2.3.2. Синус и косинус 24 (2, 4, 7) 25 (1, 2, 3, 6), 26 (1, 2, 4) Тренажеры 3–10, 11, 12 24 (1, 3), 25 (4, 7)
101. Основные свойства тангенса и котангенса с. 171–173 22 (3, 4), с/р 3–4 22–23 – остальные
102. § 2.3.3. Тангенс и котангенс 23 (3, 4) Тренажеры 3–10, 11, 12
103. Производные функций с. 174–175 27 (1, 2, 3, 4), 28 (1, 2) 27 (7, 8), 28 (3, 6)
104. 27 (5, 6, 11, 12, 13) 27910, 14, 15)
105. *Приближённые формулы с. 175–177 3.5. Линеаризация функций Контрольное задание к главе 3, с. 213–214 (3)
106. Контрольная работа № 7
107. Формулы сложения с. 117–179 32 (2), 33 (1, 5, 9), 30, 31 – в зависимости от подготовки учеников 33 (1, 3, 4, 6, 10)
108. 34, 35, 36 34, 35, 36
109.

 

 

4 четверть
Номер урока Содержание Изучение нового Тренировочные задания Повторение На дом
Тригонометрические функции
110. Формулы сложения с. 177–179
111. Тренажеры 3–13
112. Формулы удвоения с. 179–180
113.
114. Формулы половинного угла с. 180–181 Тренажеры 3–14
115.
116. Преобразование суммы в произведение с. 181–182 с/р 3–5
117. с/р 3–6
118. Гармонические колебания Модель 2.11. Колебания в электрической цепи
119. *Параметрически заданные кривые Модель 1.12. Параметрически заданные кривые, Графер
120.
121. Контрольная работа № 8
122. Арксинус, арккосинус, арктангенс с. 183–184 46 (2, 4, 6, 7, 9) 46 (1, 3, 5, 8)
123. с. 185–186 48 46 48
124. с. 186–187 51 (1, 4, 7, 11) 48 51 (2, 3, 5, 8)
125. Решение тригонометрических уравнений Относительно одной переменной 56 – в зависимости от подготовки учеников 51, тесты 3–4 56
126. Понижение степени 57 (1, 5, 6), с/р 3–9 51 57 (2, 3, 4)
127. С помощью тригонометрических преобразований 58 в зависимости от подготовки учеников 57 58
128. Однородные 59 (1, 2, 4, 6, 9), с/р 3–8 58 59 (3, 5, 7)
129. Решение тригонометрических неравенств Лекция и задания по учебному пособию для классов с углубленным изучением материала, 10 класс: Виленкин Н. Я., с. 302–306 Тренажеры 3–9, тесты 3–3
130. *Обратные тригонометрические функции. Уравнения и неравенства, содержащие обратные функции § 2.3.4. Обратные тригонометрические функции 47, 49,
131. 50, 52 (1, 3, 5)
132. Задания по учебному пособию для классов с углубленным изучением материала, 10 класс: Виленкин Н. Я., с. 310–311 Тренажеры 3–15 Контрольное задание к главе 3, с. 213–214 (4)
133. Решение исследовательских задач Задания 3–1–4 с. 98–1102
134.
135. Тестирование, можно использовать интерактивный курс, разделы «Вопросы» и «Задачи»
136. Контрольная работа № 9

 

 

Примечание. Звездочкой (*) отмечен необязательный, дополнительный материал.


Назад Вперед
Наверх

Включить/Выключить фоновую музыкуВключить/Выключить звуки событий